«Учитель года России»
Конкурсное задание «ЭССЕ»
Синяев Алексей Сергеевич,
учитель математики и физики,
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Глебовская средняя
общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Я – УЧИТЕЛЬ
"Приучай ученика работать,
заставь его не только полюбить работу,
но настолько с ней сродниться,
чтобы она стала его второй натурой".
А. Дистерверг
Есть в нашем языке удивительно слово «учитель». Как оно многоемко… Учитель, наставник, преподаватель, воспитатель, руководитель, педагог… Учитель – это не профессия, это особый склад души и ума, это образ жизни, ответственность, знания, мастерство, творческий потенциал.
Для меня слово Учитель – это скорее призвание... Не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем. Во все времена учитель – это одна из самых нужных и самых сложных профессий. Выбрав её, человек связывает всю свою жизнь с детьми. Он не только учит учиться, не только передает свои знания, но и помогает ребенку найти себя в этом сложном мире, влияет на его взгляды, формирует характер и личность. Без учителя нельзя стать ни хорошим строителем, ни летчиком, ни военным…
На самом деле я не мечтал стать педагогом: в детстве, как и большинство моих одноклассников мечтал быть врачом, в юношеском возрасте – пожарным. Участие в олимпиадах по математике и надомное обучении в первом полугодии одиннадцатого класса, послужили переломным моментом в моей жизни, я вдруг осознал, что хочу учить детей.
С большим уважением я вспоминаю учителя физики и математики Юрия Дмитриевича, который много лет посвятил своему любимому делу. Любовь и мудрость, профессионализм и творчество, улыбка и хорошее настроение – были его отличительными особенностями. Наверно, с того времени я уже по-настоящему понял, что буду учителем. С уважением вспоминаю всех своих учителей и теперь понимаю, что настоящим профессионалом быть непросто, сколько необходимо труда и терпения, чтобы из маленьких, непослушных вырастить вдумчивых, стремящихся к своей цели молодых людей.
У Л.Н.Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». А это очень сложно… Ведь каждый день, глядя в детские глаза, понимаешь, что ты нужен им, что ты для них – целая вселенная. До сих пор не перестаю удивляться, насколько все дети разные, насколько каждый уникален в своем роде, поэтому моя роль как учителя несомненно важна.
Я считаю, что главный принцип в работе учителя – обучать и воспитывать собственным примером, поэтому я учу других и учусь сам, не останавливаясь на достигнутом. Ведь формировать личностные качества каждого ученика, необходимые для его самореализации и становления, расширять кругозор знаний учеников в области математики и физики – вот моя одна из основных задач.
В наше время работать в школе не просто: многое изменилось, изменились и дети, и родители, и мир вокруг нас. Окружающий мир не стоит на месте, а без знаний по математике и физике в этом невозможно разобраться, и роль проводника знаний для подрастающего поколения ложится на плечи учителя.
Профессия педагога уникальна, так как через его ум, сердце и душу проходит в своем развитии все человечество. И тот, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать высокими нравственными качествами. Я считаю, что заповедь врача «не навреди» относится и к педагогу, поскольку учитель не только обучает, но и воспитывает, и этот процесс направлен на формирование и развитие высоконравственной, культурной, творчески активной и социально зрелой личности.
Моя главная задача как учителя – организовать и создать условия для раскрытия нравственных качеств ребёнка с учётом его индивидуальности, интересов, формирования и развития личности ученика, способного к обучению на протяжении всей жизни. Ребёнок должен научиться ставить перед собой цели, быть творческим, уметь контролировать и оценивать свои действия, видеть и адекватно оценивать продукт своей деятельности, так как эти качества необходимы не только при освоении будущей профессии, но и при выполнении сложных жизненных задач в современном обществе, в котором неотъемлемым атрибутом для человека является умение принимать твердую гражданскую позицию.
Ведь ребенок через разные виды деятельности приобретает личный жизненный опыт, учится строить взаимоотношения между собой и людьми. В рамках школы – это отношения между учителем и учеником, а по возвращении домой – ребенок пытается применить полученные знания к своим родителям, братьям, сестрам, научить их доброму отношению к миру, поэтому становится гуманнее его отношение к окружающему миру, а также содержательнее и богаче его внутренний мир.
На мой взгляд, нельзя ребёнка научить чему-либо, нельзя развить его способности и тем более нельзя его воспитать, если он сам сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения и воспитания.
Я убежден, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном и морально-нравственном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь разочарований, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.
Я - учитель! Мало это или много? Не знаю, но у каждого свой путь, свое призвание. Для меня это родная школа, то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сам.
Да! Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но, прежде всего, он должен быть учителем умным, добрым, толерантным, знающим, квалифицированным, грамотным специалистом в своем деле, а также любящим, с горящим сердцем.
Счастлив ли я? Я думаю, что да. У меня есть любимое дело, любимая школа, любимые ученики. Я верю, что затраченные мною силы на становление каждого ребенка вернутся ко мне их победами и успехами в обучении и самореализации.
|